МАДОНАТА С МЛАДЕНЕЦА
Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже, историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Отметим эмоциональную позу Марии, выражения нежности и удовольствия от созерцания ее младенца, сосущего грудь матери, обратив одновременно взгляд в сторону зрителя. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница).
На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо ее, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуулыбка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художников, постепенно становясь все более подчеркнутой и горькой. Младенец, как и в «Мадонне Бенуа» несколько крупный, повернул к зрителю глаза, выписанные необычайно выразительно, а на его пухлом детском теле игра светотени как бы достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности. Голубой, мечтательный горный пейзаж виден за окнами, из которых льется свет, открывая далекие горизонты прекрасного, но едва видного мира.